Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования  для детей с ТНР МБДОУ№5 "Жаворонок" г.Шахты разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования(ФАОП ДО)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Жаворонок» (далее Программа) разработана в соответствии: - федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);

- приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;

- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);

 - иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области;

 - Положением о ППк МБДОУ №5 «Жаворонок» г.Шахты;

 - Положением об оказании логопедической помощи в МБДОУ №5 «Жаворонок» г.Шахты;

-Уставом МБДОУ №5 «Жаворонок» г. Шахты.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Шахты Ростовской области«Детский сад общеразвивающего вида №5 «Жаворонок» предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ТНР (тяжелые нарушения речи) и представляет собой целостную модель коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 7 лет. Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, возможностей здоровьяв том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. В соответствии с ФГОС ДО Программа включает целевой, содержательный и организационный разделы Программы и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

 - речевое развитие;

 - художественно-эстетическое развитие;

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Рабочая программа воспитания является компонентом содержательного раздела Программы. Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:

 ‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержанию, доступными средствами;

 - создание единого ядра содержания дошкольного образования(далее– ДО),ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего истории своей семьи, малой Родины и большой Родины;

‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучениям детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития речи и ориентированные на потребность детей и их родителей. В Программе отражены содержание обучения и воспитания, особенности организации образовательной деятельности по коррекции речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, учитывающие возраст детей и их образовательные маршруты, направленность групп компенсирующей направленности, а также участие родителей (законных представителей) в реализации Программы. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском языке как родном языке, на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Цели реализации Программы: - обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми образовательными потребностями дошкольного возраста обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - построение системы коррекционно - развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи Программы:

- реализация содержания Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ТНР; - коррекция нарушений речи обучающихся с ТНР;

 - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка св период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

 - формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с особыми возможностями здоровья (ОВЗ);

 - обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с особыми возможностями здоровья ОВЗ; -обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Требования к результатам освоения программы на этапе завершения уровня дошкольного образования. Планируемые результаты освоения Программы:

К концу данного возрастного этапа ребенок:

1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;

6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осу-ществлять сложные формы фонематического анализа (с постепеннымперево-дом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, обще-нии, конструировании;

 11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя вни-мание к собеседнику;

14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;

 16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;

17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; 18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

 21) определяет времена года, части суток;

22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;

24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

26) владеет предпосылками овладения грамотой;

27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и совре-менной музыки, к музыкальным инструментам;

30) сопереживает персонажам художественных произведений;

31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МБДОУ№5 "Жаворонок" г.Шахты ДЛЯ ДЕТЕЙ ТНР