Аннотации к рабочим программам педагогов

Аннотация к рабочим программам дошкольного образования МБОУ №5 "Жаворонок" г.Шахты.

Рабочие программы в МБОУ №5 разработаны на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», под редакцией Т.И.Бабаевой,А.Г.Гогоберидзе,О.В.Солнцевой, образовательной программы МБОУ, «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» /Под ред. Н.А.Нищевой (далее «Про­грамма»). Содержание регионального компонента реализуется посредством программы «Родники Дона» - Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина Ростов-на-Дону, 2017г. Программы  разработаны в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Срок реализации программ – 1год.

Рабочие программы разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон РФ «Об образовании»).

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания  и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «28» сентября 2020 года  (далее - СанПиН).

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство", Детство-Пресс, 2017.

4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюстрероссии 26. 09. 2013 № 30038).

5. Приказ Минобрнауки России от 14.11.2013 г. № 30384 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. Образовательной программой МБОУ №5, составленной с учетом образовательной программой дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой,А.Г.Гогоберидзе,О.В.Солнцевой).

7. Устав МБОУ  № 5 г.Шахты, Ростовской области.

Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного учреждения. Обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, приоритетные направления и культурно-образовательные традиции.

 Цели программ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; - развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Задачи программ:

 - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

 - творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

 -вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

 - уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;

- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического здоровья;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях МДОУ и семьи.

В программах учтены климатические особенности Северо-западного региона: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха.

Принципы и подходы к формированию рабочих программ:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Принцип позитивной социализации ребёнка. Поддержка  индивидуальности  и инициативы детей  через создание условий  для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
  • Принцип возрастной адекватности образования. Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к есте­ственно сменяющимся периодам онтогенеза.
  • Принцип личностно – ориентированного взаимодействия. Находится в центре образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного взаимодействия является важным компонентом образовательной среды и определяется, прежде всего, тем, как строятся взаимоотношения между педагогами и детьми. В рабочих программах заложено отношение к ребёнку как к равноценному партнёру.
  • Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
  • Принцип индивидуализации образования. Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним.
  • Принцип интеграции содержания образования. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Содержание программ:

Рабочая программа для  группы раннего возраста МБОУ №5 г.Шахты обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 1,5– 3 лет в соответствии с их возрастными особенностями.

Рабочая программа для 2 младшей группы МБОУ №5 г.Шахты обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 3 – 4 лет в соответствии с их возрастными особенностями.

Рабочая программа для средней группы МБДОУ №5 г.Шахты обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 4 – 5 лет в соответствии с их возрастными особенностями.

Рабочая программа для старшей группы МБДОУ №5 г.Шахты обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 5 – 6  лет в соответствии с их возрастными особенностями.

Рабочая программа для подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности  МБОУ №5 г.Шахты обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 6 – 7  лет в соответствии с их возрастными особенностями.

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа педагога-психолога

Рабочая программа музыкального руководителя

Программы реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в МБОУ.

 Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

ОД осуществляется через групповую, подгрупповую, индивидуальную форму организации детей при этом используются следующие формы работы: беседа, игра, педагогические ситуации, экспериментирование, поиск, праздник. 

Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога и детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для реализации рабочих  программ  имеется учебно-методическое и информационное обеспечение.

Реализуется тесное взаимодействие с семьями детей по реализации рабочих программ.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

В программах обозначены формы работы для построения педагогического процесса.